КОУ «Адаптивная школа № 12»
г. Омск
  • Психолого-педагогический консилиум

    Иконка
    Психолого-педагогический консилиум КОУ «Адаптивная школа № 12»  является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.

    Основной целью ППк  является – определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получения образования, адаптацию и интеграцию в социуме детей с особыми потребностями, не усваивающих Адаптивную основную  общеобразовательную программу.
    Процедура обследования ребенка на ППк имеет особенности, которые отличают ее от процедур независимых консультативных приемов детей конкретными специалистами. ППк осуществляет коллегиальное планирование обследования ребенка. Первоначально осуществляется изучение, анализ и уточнение поступившей с ребенком информации, сбор необходимых дополнительных сведений у  родителей. По ходу сбора информации каждый специалист формулирует диагностическую гипотезу, которая затем обсуждается и уточняется коллегиально. На основании этого вырабатываются рекомендации по обучению ребенка или составляется индивидуальная программа. 

    Рекомендации для родителей

    1.      За несколько дней до обследования в непринужденной форме вспомните с ребенком домашний адрес, сведения о родителях (ФИО, где и кем работают), знакомое стихотворение (по возрасту), поговорите о текущем времени года.
    2.      Создайте у ребенка позитивный настрой на обследование (не говорите, что пойдете на комиссию, что там будут проверять знания ребенка и т.д.)
    3.      Настраивайте младшего школьник на игровую деятельность, а старшего школьника на общение с психологом.
    4.      Не переживайте сами за результаты и процесс обследования. Помните, что Ваша тревога передается ребенку.
    5.      В день обследования на комиссии ребенок должен быть здоровым. 
    6.      Поскольку дети часто теряются при большом количестве взрослых, поэтому на обследовании присутствуют помимо специалистов, участвующих в обследовании, только родители.
    7.      Во время обследования не подсказывайте ребенку, не отвлекайте его замечаниями и репликами. При необходимости помощь ему окажет психолог.
    8.      При ребенке не произносите фразы «он стесняется», «он не любит учить стихи, рассказывать», «он этого не умеет», «он при посторонних людях не отвечает» и т.д.
    9.      После комиссии обязательно похвалите ребенка, даже если он отвечал хуже, чем Вы ожидали.

    Результаты обследования ребенка обсуждаются в форме краткого совещания всех специалистов ППк.  Каждый специалист докладывает свое заключение на ребенка, предлагает рекомендации, высказывает мнение о прогнозе развития ребенка. Представленные заключения обсуждаются, составляется коллегиальное заключение ППк.
     

    Организация психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в рамках реализации ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся в условиях адаптивной школы должно быть направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника. В наиболее общем смысле сопровождение характеризуют как помощь ребенку в преодолении возникающих трудностей.
    Под сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоровительной работы с детьми, а именно комплексная деятельность специалистов, объединенных в психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (сокращенно ПМПк). Психолого-медико-педагогический консилиум это постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив, реализующий психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в соответствии с индивидуальной образовательной программой, СИПР, а также осуществляющий сопровождение всех субъектов образовательной среды.
    Первоначально осуществляется изучение, анализ и уточнение поступившей с ребенком информации, сбор необходимых дополнительных сведений у  родителей. По ходу сбора информации каждый специалист формулирует диагностическую гипотезу, которая затем обсуждается и уточняется коллегиально. На основании этого вырабатываются рекомендации по обучению ребенка или составляется индивидуальная программа. 
    Таким образом, основной целью ПМПк  является – определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получения образования, адаптацию в социуме детей с особыми потребностями.
    ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) позволяет организовать обучение детей с учетом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития и оценить полученные результаты. Требования ФГОС для этих детей определяют пути и средства организации образовательного процесса в принципиально новых условиях, когда результатом освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) должно стать введение в социум ребенка, имеющего отклонения в развитии. 
    Программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) в адаптивной школе составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) для обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) и другими нормативными правовыми актами. 
    Целью программы является организация ППМС сопровождения обучающихся, имеющих проблемы в усвоении АООП.
    Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системный подход. Ведущей идеей сопровождения является понимание специалистами необходимости помощи ребенку в решении его проблем развития. В рамках этой идеологии могут быть выделены концептуальные идеи сопровождения, которые включают:
    •    во-первых, систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения;
    •    во-вторых, создание социально-психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения;
    •    в-третьих, создание специальных психолого-педагогических и медико-социальных условий для оказания помощи семьям и детям с особыми образовательными потребностями.
    Процесс психолого-педагогического и медико-социального сопровождения цикличен и предусматривает последовательную реализацию этапов: подготовительного, основного и аналитико-обобщающего.
    Ежегодно определяются конкретные участники программы и ставятся задачи для выполнения в течение года. Диагностическая работа проводится в конце первого полугодия для корректировки работы и в конце года для анализа, выводов и перспективного планирования. При необходимости ППМС сопровождение ребенка может длиться на протяжении всего срока его обучения.
    Вся работа ПМПС сопровождения строится в различных взаимосвязанных направлениях. Каждое направление работы имеет определенные цели, задачи и содержание деятельности.
    Направления работы:
    •    Психологическое направление работы;     
    Цель: создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, семье).
    •    Социальное направление работы;
    Цель: создание благоприятных условий для развития личности ребенка, оказание ему комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем, защита ребенка в его личностном пространстве, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой.
    •    Логопедическое направление работы;
    Цель: организация эффективного комплексного сопровождения обучающихся с целью коррекции и профилактики речевых нарушений на основе дифференцированно-деятельностного подхода.
    •    Предметно-образовательное направление работы;
    Цель: организация обучения детей с умственной отсталостью с учетом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.
    •    Лечебно-оздоровительное направление работы.
    Цель: создание здоровьесберегающей среды для формирования эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся.
    Формы работы:
    •    Профилактические и просветительские беседы;
    •    Индивидуальные и групповые занятия с элементами тренинга, ролевые игры;
    •    Консультирование участников образовательного процесса;
    •    Наблюдение за детьми на уроках и во внеурочное время;
    •    Диагностика;
    •    Семинары, консилиумы, предметные недели;
    •    Диспуты, акции, викторины, олимпиады;
    •    Оформление тематических стендов. Выпуск буклетов, памяток, информационных листов;
    •    Оформление информационных страничек на школьном сайте,
    используются в соответствии с поставленными задачам и позволяют разнообразить деятельность и достичь наилучшего результата.
    Программа ППМС сопровождения может использоваться в адаптивных (коррекционных) школах для организации сопровождения детей, не усваивающих АООП и имеющих проблемы социализации в обществе. Можно использовать ее полностью, либо какие-то отдельные направления работы, необходимые для решения конкретных задач. Удобство выборочного использования программы расширяет спектр практического ее применения. 
    ППМС сопровождение – это совместное взаимодействие педагогов, специалистов и родителей, направленное на преодоление трудностей обучения ребенка с ОВЗ.

    Автор: Пархомено Л.В.

    Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся в условиях адаптивной школы должно быть направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника. В наиболее общем смысле сопровождение характеризуют как помощь ребенку в преодолении возникающих трудностей.

    Под сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоровительной работы с детьми, а именно комплексная деятельность специалистов, объединенных в психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (сокращенно ПМПк). Психолого-медико-педагогический консилиум это постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив, реализующий психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в соответствии с индивидуальной образовательной программой, СИПР, а также осуществляющий сопровождение всех субъектов образовательной среды.

    Первоначально осуществляется изучение, анализ и уточнение поступившей с ребенком информации, сбор необходимых дополнительных сведений у  родителей. По ходу сбора информации каждый специалист формулирует диагностическую гипотезу, которая затем обсуждается и уточняется коллегиально. На основании этого вырабатываются рекомендации по обучению ребенка или составляется индивидуальная программа. 

    Таким образом, основной целью ПМПк  является – определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получения образования, адаптацию в социуме детей с особыми потребностями.

    ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) позволяет организовать обучение детей с учетом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития и оценить полученные результаты. Требования ФГОС для этих детей определяют пути и средства организации образовательного процесса в принципиально новых условиях, когда результатом освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) должно стать введение в социум ребенка, имеющего отклонения в развитии. 

    Программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) в адаптивной школе составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) для обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) и другими нормативными правовыми актами. 

    Целью программы является организация ППМС сопровождения обучающихся, имеющих проблемы в усвоении АООП.

    Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системный подход. Ведущей идеей сопровождения является понимание специалистами необходимости помощи ребенку в решении его проблем развития. В рамках этой идеологии могут быть выделены концептуальные идеи сопровождения, которые включают:

    • во-первых, систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения;
    • во-вторых, создание социально-психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения;
    • в-третьих, создание специальных психолого-педагогических и медико-социальных условий для оказания помощи семьям и детям с особыми образовательными потребностями.

    Процесс психолого-педагогического и медико-социального сопровождения цикличен и предусматривает последовательную реализацию этапов: подготовительного, основного и аналитико-обобщающего.
    Ежегодно определяются конкретные участники программы и ставятся задачи для выполнения в течение года. Диагностическая работа проводится в конце первого полугодия для корректировки работы и в конце года для анализа, выводов и перспективного планирования. При необходимости ППМС сопровождение ребенка может длиться на протяжении всего срока его обучения.
    Вся работа ПМПС сопровождения строится в различных взаимосвязанных направлениях. Каждое направление работы имеет определенные цели, задачи и содержание деятельности.
    Направления работы:

    • Психологическое направление работы;     

    Цель: создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, семье).

    • Социальное направление работы;

    Цель: создание благоприятных условий для развития личности ребенка, оказание ему комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем, защита ребенка в его личностном пространстве, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой.

    • Логопедическое направление работы;

    Цель: организация эффективного комплексного сопровождения обучающихся с целью коррекции и профилактики речевых нарушений на основе дифференцированно-деятельностного подхода.

    • Предметно-образовательное направление работы;

    Цель: организация обучения детей с умственной отсталостью с учетом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.

    • Лечебно-оздоровительное направление работы.

    Цель: создание здоровьесберегающей среды для формирования эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся.

    Формы работы:

    • профилактические и просветительские беседы;
    • индивидуальные и групповые занятия с элементами тренинга, ролевые игры;
    • консультирование участников образовательного процесса;
    • наблюдение за детьми на уроках и во внеурочное время;
    • диагностика;
    • семинары, консилиумы, предметные недели;
    • диспуты, акции, викторины, олимпиады;
    • оформление тематических стендов. Выпуск буклетов, памяток, информационных листов;
    • оформление информационных страничек на школьном сайте,

    используются в соответствии с поставленными задачами и позволяют разнообразить деятельность и достичь наилучшего результата.

    Программа ППМС сопровождения может использоваться в адаптивных (коррекционных) школах для организации сопровождения детей, не усваивающих АООП и имеющих проблемы социализации в обществе. Можно использовать ее полностью, либо какие-то отдельные направления работы, необходимые для решения конкретных задач. Удобство выборочного использования программы расширяет спектр практического ее применения. 

    ППМС сопровождение – это совместное взаимодействие педагогов, специалистов и родителей, направленное на преодоление трудностей обучения ребенка с ОВЗ.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie