КОУ «Адаптивная школа № 12»
г. Омск
  • Консультативно-диагностический пункт ранней помощи семьям, воспитывающим детей от 0 до 3 лет Малыш

    Ранняя помощь
    Цель деятельности КДП – оказание своевременной и систематической психолого-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста, через консультативно-методическую поддержку их родителей (законных представителей) в организации воспитания и обучения ребенка, его социализации и адаптации.
    Контакты.
    Контакты
    Телефоны
    Запись по телефону:
    8 950 786 0866
    Адрес
    Омск, ул. 2-я Ленинградская, 24
    График работы
    Каждый четверг с 14-30 до 16-30

    Педагоги консультативно-диагностического пункта

    Ермакова Виктория Сергеевна.
    Учитель русского языка и чтения
    Русский язык, Чтение
    Как предупредить недостатки речи?

    одители должны помнить, что их поведение тоже может сказаться на развитии речи малыша. Как же должны вести себя родители, если хотят, чтобы речь их ребенка формировалась без лишних сложностей?

    В первую очередь, с малышом необходимо разговаривать медленно, спокойно. Это связано с тем, что вследствие недостаточно развитого слухового восприятия, ребенок не успеет услышать и распознать речь взрослого.

    Необходимо подсказывать ребенку как правильно произнести слово, которое он затрудняется сказать. Обычно малыши с удовольствием повторяют за взрослыми. Только не надо забывать, что излишняя требовательность может обидеть ребенка, и он может совсем замкнуться.

    Не желательно перегружать ребенка ранним изучением букв и чтению, особенно если это делается без его желания, так как ожидаемый результат может быть обратным.

    Ошибочно принуждать ребенка раннего возраста к рассказыванию стихов перед гостями. Это большой стресс для малыша, у которого речь еще не до конца сформировалась. Впоследствии такие ошибки взрослых могут привести к заиканию.

    При позднем развитии речи не следует паниковать, необходимо просто больше уделять внимания речевым играм с ребенком для того, чтобы пополнять его пассивный словарный запас.

    Кроме того, предупреждению недостатков речевого развития способствует нормальное функционирование других речевых органов (слухового, голосового, дыхательного аппарата, зрения, обоняния, осязания), слаженная работа которых способствует формированию правильной речи.

    Не забудьте, работа по развитию речи не заканчивается быстро. Это длительный процесс. Необходимо постоянно расширять словарный запас малыша, читать ему книги, составлять рассказы по картинам, по впечатлениям, которые у него возникли. Всячески побуждать ребенка к общению, мягко и ненавязчиво исправлять его ошибки, давая ему при этом образец правильной речи.

    Своевременное развития речевых навыков у младших дошкольников

    Одна из главной роли в речевом развитие детей принадлежит родителям. Так как они проводят с ребенком большую часть времени. Их наблюдение за малышом способствует своевременно и вовремя заметить какие-либо проблемы в задержке речевого развития. Что позволяет своевременно обратиться к специалистам и принять необходимые меры предотвращения речевого отставания. Но многие родители не осведомлены о нормативах периода речевого развития речи детей и ошибочно считают, что ребенок еще маленький.

    Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. Не случайно психологи называют этот возрастной промежуток «годами чудес». В это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

    «Критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в этом возрасте не было уделено должного внимания развитию речи малыша, то в дальнейшем потребуется достаточно много усилий, чтобы наверстать упущенное.

    Родители должны также помнить, что речь - инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.

    Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.

    Заметка для родителей.

    Периоды речевого развития детей

    Что бы быть осведомлённым, необходимо родителям знать стадии возрастных норм периода речевого развития ребенка. Чтобы родители могли вовремя заметить отставание в речевом развитие и могли своевременно оказать своевременную помощь.

    Конечно, не все дети проходят их в одном возрасте, однако даже опытным взрослым надо напоминать себе, что можно ожидать от детей того или иного возраста.

    1. Первый год жизни - период предречевых голосовых реакций, начало понимания речи и возникновение первых слов-корней.
    2. Второй год жизни - начало собственной активной речи, аграмматичной в своей форме, накопление словарного запаса.
    3. Третий год жизни - освоение грамматического строя речи, совершенствование звукопроизношения, обогащение словаря.
    4. Четвертый год жизни - освоение словообразовательных моделей, начало развития связной речи, нормализация звукопроизношения.
    5. Пятый год жизни - развитие связной речи, возникновение способности выделять звуки из слов (простые формы звукового анализа).

    Если вы заметили, что ваш ребенок молчит, не идет на речевой контакт, не играет с детьми, предпочитает уединенные игры, говорит только первый слог слова, речь смазана и непонятна, вам необходимо обратиться к специалистам. Сейчас функционируют в нашем городе пункты ранней помощи для ваших детей. Где с вашим ребенком специалисты (логопед, дефектолог, психолог) проведут диагностику и дадут вам своевременную консультацию, как развивать речевые и игровые навыки ребенка в определенном возрасте.

    Как понять, не отстаёт ли Ваш малыш в развитии?

    Показатели развития детей первого, второго и третьего года жизни

    (разработаны Э.Л.Фрухт, К.Л.Печорой, Г.М.Пантюхиной)

    • 10 дней. Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение). Вздрагивает и мигает при резком звуке.
    • 18-20 дней. Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого). Затормаживается при сильном звуке.
    • 1 месяц. Плавно прослеживает движущийся предмет. Длительно сосредоточивается, прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки. Появляется первая улыбка в ответ на разговор взрослого. Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову. Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.
    • 2 месяца. Длительно зрительно сосредоточивается — смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого. Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым. Совершает ищущие повороты головы при длительном звуке. Поворачивает голову в сторону взрослого. Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним. Длительно зрительно сосредоточивается на другом ребенке. Лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову. Повторно произносит отдельные звуки.
    • 3 месяца. Зрительно сосредоточивается в вертикальном положении (на лице говорящего с ним взрослого, игрушке). Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор). Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью. Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами. Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
    • 4 месяца. Узнает мать (радуется). Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами. По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии. Во время бодрствования часто и легко проявляет «комплекс оживления». Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним. Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки. Развитие движений то же, что и в 3 месяца, но более ярко выражено. Гулит. Во время кормления придерживает грудь матери или бутылочку руками.
    • 5 месяцев. Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лица знакомых и незнакомых взрослых). Узнает голос матери или близкого человека. Различает строгую и ласковую интонации обращенной к нему речи. Четко берет игрушку из рук взрослого. Удерживает в руке игрушку. Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки. Подолгу певуче гулит. Ест с ложки полугустую и густую пищу.
    • 6 месяцев. По-разному реагирует на свое и чужое имена, свободно берет игрушки из разных положений и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую. Переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного подползая. Произносит отдельные слоги (начало лепета). Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами. Пьет из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи.
    • 7 месяцев. Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и т. д. Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях). На вопрос: «Где?» — ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определенном месте. Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги. Пьет из чашки.
    • 8 месяцев. Игрушками занимается долго и разнообразно действует с ними. Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает и др.). Сам садится, сидит и ложится. Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и опускается. Переступает, держась за барьер. На вопрос: «Где?» — находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например: «ладушки», «дай ручку» и др. Громко, четко и повторно произносит различные слоги. Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке. Пьет из чашки, которую держит взрослый.
    • 9 месяцев. «Совершает» плясовые движения под плясовую мелодию. С предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и др.). Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками. На вопрос: «Где?» — находит несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного местонахождения. Знает свое имя, оборачивается на зов. Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете. Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками. Формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок).
    • 10 месяцев. Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с игрушками: вынимает и вкладывает, открывает и закрывает и др. Действия с предметами принимают устойчивый характер. Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с нее. По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы. По инициативе взрослого выполняет игровые действия и движения («догоню-догоню», «сорока-ворона», «прятки» и др.). Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете. Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев.
    • 11 месяцев. Овладевает новыми разученными действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень). Стоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги. По словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и др.). Проявляются первые обобщения в понимаемой речи (по просьбе взрослого находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины и др.). Произносит первые слова-обозначения, например: «ав-ав», «кис-кис», «дай». Умения и навыки закрепляются.
    • 12 месяцев. Различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по слову взрослого). Узнает на фотографии знакомого взрослого. Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, кормит и др.). Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу и др.). Ходит самостоятельно без опоры. Понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей; выполняет отдельные поручения: «найди», «принеси», «отдай мне», «положи на место» и др. Понимает слово «нельзя» (прекращает действие). Понимает некоторые слова в речи взрослых, имеющие обобщенный характер. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками. Легко подражает новым слогам. Произносит 6-10 облегченных слов.
    • 1 год 3 месяца. Запас понимаемых слов у малыша быстро расширяется. Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в моменты двигательной активности, удивления, радости. Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (различает большой и маленький предмет) с разницей в 3 см. Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, нанизывает кольца на пирамидку, строит башенку и т.д.). Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается и т.д.). Самостоятельно ест густую пищу ложкой.
    • 1 год 6 месяцев. Обобщает предметы (в понимаемой речи) по существенным признакам, т.е. находит однородные предметы по слову взрослого (кошку белую и черную, ложку десертную и игрушечную). В момент сильной заинтересованности называет предметы словами, облегченными (би-би) и правильно произносимыми (машина). Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов (шар, кубик, кирпичик, призма). Отображает в игре отдельные часто наблюдаемые действия. Перешагивает через препятствия приставным шагом. Самостоятельно ест жидкую пищу.
    • 1 год 9 месяцев. Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого. В время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями. Ориентируется в трех контрастных величинах предметов (различает большой, поменьше и маленький предметы) с разницей в 3 см. Воспроизводит несложные сюжетные постройки – перекрытия типа «ворот», «скамейки», «дома». Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15-20 см), приподнятой над полом. Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает ботинки, шапку и т.д.).
    • 2 года. Без показа понимает короткий рассказ взрослого о событиях, бывших в опыте ребенка. При общении со взрослым пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения. Подбирает по образцу и слову взрослого три контрастных цвета. Воспроизводит ряд последовательных сюжетных действий (начало сюжетной игры). Перешагивает через препятствия чередующимся шагом. Частично надевает одежду (ботинки, шапку, носки и т.д.).
    • 2 года - 2года 6 месяцев. Говорит многосложными предложениями (более 3 слов), появляются вопросы «где?», «куда?» подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале, подбирает по образцу разные предметы 4-х основных цветов. Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает из жизни окружающих взаимосвязь и последовательность 2-3 действий. Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их. Полностью одевается, но еще не умеет застегиваться и завязывать шнурки. Ест аккуратно. Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую от пола на 20-28 см.
    • 2 года 6 месяцев - 3 года. Начинает употреблять сложные придаточные предложения. Появляются вопросы «почему?», «когда?» В своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначению. Называет 4 основных цвета. Появляются элементы ролевой игры. Появляются сложные сюжетные постройки. С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их. Самостоятельно одевается, может застегнуться, завязать шнурки с небольшой помощью взрослого. Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания. Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую от пола на 30-35 см.
    Почему ребенок плохо говорит?

    Причин может быть несколько:

    1. Подражание неправильной речи окружающих – не только взрослых, но и детей.

    Приложите усилия к тому, чтобы правильную речь Ваш малыш слышал чаще, чем дефектную. Так же важно следить за тем, чтобы при общении с ребёнком Вы избегали так называемого «сюсюкания». Помните, что аудиозаписи и мультфильмы не заменяют и не восполняют живого общения, для развития речи ребенка и формирования навыков связной речи необходим диалог.

    2. Слабость мышц языка, губ или небольшое расстройство координации движений, т.е. ребёнок не может выполнять языком и губами точные целенаправленные движения.

    Если ваши опасения о слабости мышц подтвердились, то помогите ребёнку в их укреплении: давайте погрызть сухарики, мясо кусочками, выполняйте речевую зарядку. Не забывайте о мелкой моторике, она тесно связана с артикуляцией.

    3. Плохо развитый фонематический слух.

    Ребёнок просто не слышит своего неправильного произношения, он думает, что говорит верно. Фонематический слух можно развивать специальными упражнениями.

    4. Проблемы из-за особенностей строения артикуляционного аппарата.

    Часто встречается короткая подъязычная уздечка. Её или растягивают, или подрезают. Высокое нёбо также может являться причиной неправильного произношения звуков.

    Все эти проблемы необходимо решать совместно с логопедом.

    Полезные советы или то, о чём не стоит забывать!!!
    • Окружая малыша любовью и нежностью, создавая атмосферу эмоционального общения, вы способствуете развитию психической активности ребёнка, а значит и его интеллектуальных способностей.
    • Игра и упражнения должны быть забавными и весёлыми. Малыш должен радоваться, а не плакать или испытывать дискомфорт.
    • Вы должны не только обращаться к малышу, но и отвечать на его любые попытки вступить с вами в контакт, позволяя ему воздействовать на вас, используя его улыбку, контактный взгляд, звуки гуления и двигательное оживление.
    • Младенцы прежде всего предпочитают лицо матери. Поэтому всегда смотрите на малыша, когда вы с ним разговариваете, кормите, переодеваете, купаете и т.д.
    • Ориентировочные реакции у малышей характеризуются быстрым угасанием при повторных предъявлениях, поэтому не стоит более 2-3 раз подряд повторять игру или упражнение.
    • Все предметы для игр и упражнений должны быть среднего размера, удобными, чистыми, безопасными для малыша и достаточно прочными.
    • Младенцы предпочитают различные чётко очерченные и яркие предметы. Подберите для показа малышу не только различные погремушки, шары, кубики и кольца, но и сюжетные игрушки с глазками, носиком и ртом. Кроме того, используйте и различные предметы обихода: моток ниток, разноцветные ленты, лоскуты ткани, пакеты и коробки.
    • Побуждайте малыша прислушиваться к различным звукам, когда он спокойно бодрствует, используя не только музыкальные игрушки, но и окружающее пространство.
    • Все малыши по-разному реагируют на звуки: одним нравятся громкие звуки, других они пугают. Внимательно наблюдайте за своим ребёнком, чтобы понять что ему нравится, а что – нет.
    • Каждый раз, беря малыша на руки, пеленая, купая, баюкая, нежно и ласково разговаривайте с ним. Напевайте ему песенки и рассказывайте забавные детские стишки. Тёплые, мягкие повторяющиеся интонации вашего голоса успокаивают малыша и придают чувство безопасности.
    • Чтобы малыш к вам присоединился в играх и общении, каждый раз делайте паузу, ожидая ответной реакции (лепета или определённых действий).
    • Взяв малыша на руки, держите его достаточно крепко и уверенно.
    • Во избежании однобокости нужно брать малыша попеременно то левой, то правой рукой
    • Маленький ребёнок не может долгое время лежать в одной и той же позе. Его положение как во время бодрствования, так и во время игр необходимо менять.
    • По мере приобретения малышом навыков сидения, ползания, стояния и ходьбы, всё большее внимание следует уделять тренировке реакций равновесия.
    • Малышу необходимы ваше одобрение и поддержка. Хвалите его при каждой удаче или старании
    • В игре важно не столько то, что вы делаете, а то, как вы это делаете. Игра должна быть забавной и весёлой для ребёнка.
    Шесть ошибок, которые совершают родители при развитии речи у ребенка
    1. Первое – это гиперопека - которая ворзникает чаще всего из- за большой любви к ребенку. Когда ребенка излишне стараются опекать, стараются предугадать все его желания — вместо того, чтобы дать ребенку возможность самому найти решение данной проблемы. Тогда у ребенка не формируется стремление, что- то сделать самостоятельно, произнести, он не учится выражать свои мысли с помощью речи. Зачем?! Если за него все сделает мама, папа, бабушка. Ведь они его так любят, что готовы за него сделать все сами. Поэтому многие процессы в его развитии могут тормозиться.
    2. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок заговорил вовремя- исключить сюсюканье, «детский лепет», постоянные звукоподражания в общении с малышом. Речь родителя — образец для ребенка- она должна быть четкой без всяких искажений.
    3. При общение с малознакомыми людьми в непривычных условиях для ребенка является не всегда комфортным. Поэтому, по мере взросления нужно чаще учить ребенка вступать в разговор все с новыми и новыми собеседниками, вести диалог. Вот тогда ребенок, просто будет вынужден совершенствовать навыки понимания речи.
    4. Одной из ошибок яваляется еще быстрая речь родителей или наоборот, чересчур медленная, без пауз и различных интонаций, монотонная.Ребенок такую речь очень плохо воспринимает. Старайтесь использовать в речи эмоции, мимику, жесты. Эти все факторы очень хорошо концентрируют внимание ребенка.
    5. Очень часто встречается такая ситуация, когда родители занижают, а другие наоборот — завышают требования к речи ребенка. В первом случае от ребенка ничего не требуют, все его желания моментально угадывают и сразу исполняются, во втором случае — постоянно пытают малыша просьбами: «Скажи!», «Повтори!». Встречаются и такие ситуации, когда в одной семье используется сразу два крайних подхода: например, родители требуют, а бабушки с дедушками опекают и жалеют малыша, чем наносят большой вред не только в развите, но и в воспитание. Это очень неблагоприятно сказывается на речевом развитии ребенка.
    6. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития малыша. Избегайте переутомления от речевых занятий, заучивания стихов. От этого ребенок может так же затормозить в речевом развитие. Занятия с ребенком должно приносит ему радость и удовольствие.

    Как увеличить словарный запас у ребёнка?

    Очень часто родители жалуются на то, что ребенок знает буквы, неплохо читает, но на занятиях по устным предметам не успевает, не отвечает на поставленные вопросы. Чаще всего эта причина кроется в ограниченном словарном запасе ребенка. Да, он знает много слов, если спросить - объяснит их значение, но это пассивный, а не активный словарный запас - лексикон. В обыденной жизни словарь ребенка беден. Зачастую это слова паразиты: «ну», «это», « в смысле», «в общем», «а». Ребенок не может быстро вспомнить и назвать слово, заменяя их словами – паразитами или старается уйти от ответа любым другим способом.

    Словарный запас формируется в семье и складывается уже примерно к 6-7 годам. Причиной всему является дефицит в общение с ребенком. Ребенок, как впрочем и родители весь день или все свободное время находятся в телефоне, в телевизоре - не получая должного, живого человеческого общения.

    И чтобы исправить упущение и обогатить словарный запас могут пополнить игры, которые поднимут ребенку положительный эмоциональный настрой. Ваше ранее недостающее внимание поможет поднять у ребенка самооценку, внушит уверенность в себе, а главное дадут ему радость от вашего общения и внимания к его персоне. Это должны быть веселые, эмоциональные игры. Многие из этих игр очень просты и займут у вас 10-15 минут вашего времени. Играть в них можно где угодно, в автобусе, на кухне, в машине, на природе, прогулке… И здесь главное, вовремя закончить игру, пока ребенок ей не насытился и не продолжать, если ребенок, даже будет вас упрашивать поиграть еще. Как говорится,один раз «объевшись», больше может и не захотеть. Старайтесь играть с ребенком искренне ( как буд то вы сами ребёнок), даже где то старайтесь подыграть ему,иногда проиграть, чтобы он почувствовал чувства победителя, но не постоянно, чтобы он не почувствовал вашу хитрость - что его может сильно разочаровать. Самое главное следите, чтобы ребенку было интересно играть и останавливайте игру как только ребенок начинает отвлекаться.

    Развивающие игры для расширения словарного запаса

    • 1. Игра Описание предметов

    Выбираете любой предмет и предлагаете ребенку описать его: какой он величины, из чего сделан, какого цвета, для чего нужен или используется. Можете дополнить рассказ чем-то интересным об этом предмете.

    • 2. Игра Антонимы (противоположности)

    Один играющий называет слово, а второй называет противоположное по значению.

    • 3. Игра Такой же, как…»

    Эта игра крайне проста и увлекательна, но при этом помогает ребёнку расширить словарный запас. Предложите малышу находить сравнения окружающих его предметов. Например, этот мяч зеленый, как трава. Или вон тот апесин круглый, как солнце. Это упражнение также помогает развивать память и воображение.

    • 4. Игра Угадай, кто это?

    Описываете малышу игрушку по определенным признакам, не называя её напрямую. А он должен угадать.А затем наоборот, пусть загадает он, а вы пытайтесь угадать

    • 5. Игра Писатель

    Предложите ребенку 5-7 слов, из которых ему нужно составить рассказ. Если ребёнку сложно «на слух» запомнить слова, то можно использовать цветые картинки. Сначала выбирайте несложный набор: например, зима, мальчик, лыжи, горка, елка. Когда ребенок усвоит, можно расширить набор слов

    • 6. Игра Волшебный мешочек

    Возьмите тканевый мешочек, поместите туда несколько знакомых предметов. Ребенок опускает руку в мешочек, нащупывает предмет и называет его. С 4-5 лет игру усложняют: ребенок не только называет предмет, но и детально описывает, дает ему характеристику: большой-маленький, шершавый-гладкий, из какого материала изготовлен, какая у него форма, где его можно использовать и т.д.

    • 7. Игра Закончи предложение

    Вы начинаете предложение, а ребенок заканчивает. Например:

    Наступило утро и Андрей… (проснулся)
    В саду Маша увидела… (жука)
    Загремел гром и … (пошел дождик)
    Чем старше ребенок, тем сложнее нужно строить предложения. Можно придумывать целый рассказ или даже сказку.

    • 8. Игра Группируем игрушки по признакам.

    Выкладываем много разных игрушек и просим ребенка положить в коробку только те, которых объединяет определенный признак (например, цвет, мягкость, участие в определенной сказке и так далее). Например, желтая кошка и желтый кубик.Такая игра не только увеличит словарный запас, но и научит объединять предметы по признакам. Разовьет наблюдательность и умение анализировать.

    Игр по расширению словарного запаса очень много. И если вы будете уделять своему ребенку в день 10-15 минут своего драгоценного времени, вы очень быстро заметите изменения в вашем ребенке, как увеличится его словарный запас,он станет более уверенным и успешным в учебе.

    Рекомендации для родителей: восемь правил, способствующих развитию речи ребенка от года до 3 лет
    1. Включать  ребенка в игру, а так же  в  процесс речевого общения со всеми членами семьи. Необходимо давать ребенку маленькие поручения, чтобы он чувствовал себя членом семьи. Передавайте через него просьбы к другим взрослым. Обязательно поблагодарите его за помощь.
    2. Важно каждый день читать детские книги, передавать эмоцию персонажей, четко проговаривая слова. Было бы здорово, если бы, чтение  стало частью вашего вечернего ритуала отхода ребенка ко сну.
    3. Возьмите в привычку  внимательно выслушивать, когда ребенок обращается к вам или разговаривает с вами.
    4. Общайтесь с ребенком, как со взрослым, рассказывайте ему что вас волнует, о чем вы думаете, что планируете.
    5. Обязательно спросите у него, как прошел у него день в детском саду, чем он занимался, с кем и в какие игры играл.
    6. Если вы очень устали и у вас плохое настроение, пересильте себя и покажите ребенку, что вы неравнодушны и внимательно слушаете его: кивайте, улыбайтесь и старайтесь отвечать на его вопросы.
    7. Задавайте ребенку вопросы, стимулируя его к размышлениям. Отвечая вам на вопрос, ребенок развивает свое мышление и речь.
    8. И самое главное, поддерживайте все начинания вашего ребенка, хвалите его даже за незначительные успехи!
    Дети «группы риска»

    Сегодня современным родителям уже недостаточно того, что врач, психолог или логопед владеет единолично и безраздельно информацией о состоянии ребенка, методах предупреждения или устранения проблем, препятствующих росту и развитию малыша. Ведь раннее выявление отклонений в развитии возможно лишь при ответственном сотрудничестве специалистов и родителей. Успех медицинской и/или психолого-педагогической помощи не возможен без партнерских и даже доверительных отношений между семьей маленького ребенка и специалистами. Только в атмосфере доверия и диалога можно обсудить возможные последствия выявленных проблем в развитии ребенка, понять и принять суть медицинской и/или психолого-педагогической реабилитации, наметить наиболее эффективную тактику помощи. Особенно актуальна модель «партнерских» отношений тогда, когда речь идет о детях с явной врожденной, наследственной или тяжелой перинатальной патологией центральной нервной системы (ЦНС), а также о, так называемых детях, «группы риска».

    В отношении детей с врожденной и перинатальной патологией ЦНС совместные усилия семьи и специалистов позволяют уменьшить степень отдаленных последствий ранних повреждений мозга и снизить вероятность тяжелых социальных последствий - инвалидности с детства или степень ее. Для детей «группы риска» подобная тактика позволит своевременно заметить и выявить неблагополучие в их росте и развитии, предупредив тем самым возможные проблемы в будущем.

    К детям из «группы риска» могут быть отнесены:

    • дети от родителей старше 40 лет, особенно при первой беременности;
    • дети, родившиеся у женщины с патологическим течением беременности (токсикозы беременности, хронические соматические и гинекологические заболевания, инфекционные заболевания, анемия беременных, функциональные поражения почек, печени и других органов, эндокринные заболевания, артериальная гипертензия);
    • дети, родившиеся от женщин с инфекционными заболеваниями (краснуха, токсоплазмоз, герпес, цитомегаловирусная инфекция, гепатит С и ряд других заболеваний);
    • дети, перенесшие внутриутробную или неонатальную инфекцию (сразу же после родов и в первые дни и недели жизни);
    • дети, родившиеся недоношенными или с низкой массой тела;
    • дети, родившиеся в тяжелом состоянии, обусловленном врожденной асфиксией или родовой травмой;
    • дети, перенесшие синдром дыхательных расстройств или имевшие другую патологию, потребовавшую проведения искусственной вентиляции легких (ИВЛ) в неонатальном периоде;
    • дети, перенесшие хирургическое вмешательство в неонатальном периоде по любой причине;
    • все дети с гемолитической болезнью новорожденных, а так же дети, потребовавшие проведения обменного переливания крови в неонатальном периоде по другой причине;
    • дети с патологическим характером гипербилирубинемии (в том числе с «затянувшейся» желтухой);
    • дети, имевшие признаки перенесенной ишемии головного мозга или внутричерепного кровоизлияния при проведении ультразвукового исследования головного мозга;
    • дети, имеющие нарушения темпа роста и развития в первые месяцы жизни по неустановленной причине;
    • дети, в чьих семьях имеются наследственные нарушения слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, речи.

    Следует помнить, что успех в реабилитации ребенка с проблемами в развитии во многом определяется активностью и информированностью семьи о возможностях получения медицинской и психолого-педагогической помощи.

    Как развивается ваш малыш? Книга для родителей / Под ред. Ю. А. Разенковой. – М.: Просвещение, 2008.

    Полезные советы или то, о чём не стоит забывать!
    • Окружая малыша любовью и нежностью, создавая атмосферу эмоционального общения, вы способствуете развитию психической активности ребёнка, а значит и его интеллектуальных способностей.
    • Игра и упражнения должны быть забавными и весёлыми. Малыш должен радоваться, а не плакать или испытывать дискомфорт.
    • Вы должны не только обращаться к малышу, но и отвечать на его любые попытки вступить с вами в контакт, позволяя ему воздействовать на вас, используя его улыбку, контактный взгляд, звуки гуления и двигательное оживление.
    • Младенцы прежде всего предпочитают лицо матери. Поэтому всегда смотрите на малыша, когда вы с ним разговариваете, кормите, переодеваете, купаете и т.д.
    • Ориентировочные реакции у малышей характеризуются быстрым угасанием при повторных предъявлениях, поэтому не стоит более 2-3 раз подряд повторять игру или упражнение.
    • Все предметы для игр и упражнений должны быть среднего размера, удобными, чистыми, безопасными для малыша и достаточно прочными.
    • Младенцы предпочитают различные чётко очерченные и яркие предметы. Подберите для показа малышу не только различные погремушки, шары, кубики и кольца, но и сюжетные игрушки с глазками, носиком и ртом. Кроме того, используйте и различные предметы обихода: моток ниток, разноцветные ленты, лоскуты ткани, пакеты и коробки.
    • Побуждайте малыша прислушиваться к различным звукам, когда он спокойно бодрствует, используя не только музыкальные игрушки, но и окружающее пространство.
    • Все малыши по-разному реагируют на звуки: одним нравятся громкие звуки, других они пугают. Внимательно наблюдайте за своим ребёнком, чтобы понять что ему нравится, а что – нет.
    • Каждый раз, беря малыша на руки, пеленая, купая, баюкая, нежно и ласково разговаривайте с ним. Напевайте ему песенки и рассказывайте забавные детские стишки. Тёплые, мягкие повторяющиеся интонации вашего голоса успокаивают малыша и придают чувство безопасности.
    • Чтобы малыш к вам присоединился в играх и общении, каждый раз делайте паузу, ожидая ответной реакции (лепета или определённых действий).
    • Взяв малыша на руки, держите его достаточно крепко и уверенно.
    • Во избежании однобокости нужно брать малыша попеременно то левой, то правой рукой
    • Маленький ребёнок не может долгое время лежать в одной и той же позе. Его положение как во время бодрствования, так и во время игр необходимо менять.
    • По мере приобретения малышом навыков сидения, ползания, стояния и ходьбы, всё большее внимание следует уделять тренировке реакций равновесия.
    • Малышу необходимы ваше одобрение и поддержка. Хвалите его при каждой удаче или старании
    • В игре важно не столько то, что вы делаете, а то, как вы это делаете. Игра должна быть забавной и весёлой для ребёнка.
       
    Чтобы игра была полезной и интересной

    Чтобы игра была полезной и интересной, советуем придерживаться следующих правил:

    1. Быть организатором детской игры: заранее продумывать содержание игр, подбирать игрушки, помогать ребёнку в процессе игры разными способами (действуя совместно, показом, словом, жестом),
    2. «Спуститься» на уровень ребёнка и помнить, что играя с Вами, он должен видеть Ваше лицо, выражение Ваших чувств, при необходимости мог дотронуться до Вас, попросить о помощи (играть лучше на полу),
    3. Отсутствие доминирующей позиции взрослого – не «давить» на ребёнка, не быть авторитарными и учитывать его желания и возможности, выступать в роли защитника, помощника и доброго друга,
    4. Проявлять эмоциональность и доброжелательность, постоянно «заражать» ребёнка эмоциями радости, удовольствия: улыбаться, подбадривать, обнимать, помогать, хвалить его.

    Условия проведения игр-занятий с ребёнком:

    • Соблюдение режима дня. Режим является основным условием своевременного и правильного психофизического развития, бодрого настроения, хорошего аппетита и спокойного поведения. Режим дисциплинирует и предупреждает возникновение конфликта между ребёнком и взрослым, т.к. ребёнок уже будет знать, что его ожидает в каждый момент времени и будет к этому готов. Игры-занятия лучше всего проводить в первой и второй половине дня, спустя некоторое время после еды. Они должны быть регулярными и стать неотъемлемым содержанием вашей жизни. Продолжительность таких игр в каждой семье и у каждого ребёнка различная – от 10 до 30 минут.
    • Общение взрослого с ребёнком должно соответствовать его возрасту. Общаться нужно на близком расстоянии, устанавливая контакт «глаза в глаза». Играть с ребёнком меняя основные позиции – на коленях у взрослого, между ног взрослого, спиной к взрослому, напротив взрослого, рядом за столиком и др. Учитывать, что дети тонко реагируют на оттенки настроения, интонацию, мимику взрослого, во всём подражают ему. Действовать вместе с ребёнком, показывая образец или совершая действия его руками в случае затруднения. Ваши слова должны сопровождать все действия, и Ваши, и ребёнка, быть простыми и понятными – говорить надо медленно и выразительно, часто повторяя одни и те же слова в подходящий момент.
    • Содержательное общение с родителями является основой полноценного развития ребёнка раннего возраста, но главное не «переборщить». Чаще сменять виды деятельности в ходе одной игры-занятия, своевременно заканчивать игру, не переутомляя малыша, но в тоже время и не обрывать игру внезапно. Если ребёнок не проявляет желания к совместной игре или к выполнению игровых действий, - не торопите его, поиграйте несколько дней у него на глазах, заражая собственной игрой и игровыми замыслами.
    • Подбор предметов и игрушек должен осуществляться с учётом интереса и возраста ребёнка. Советуем организовать игровой уголок (просторное и удобное место для игры), в котором можно разместить стеллаж с игрушками, столик, стульчик, небольшое зеркало. Лучше иметь два набора игрушек – для занятий и самостоятельной деятельности ребёнка. Игрушек не должно быть слишком много и по мере потери к ним интереса у ребёнка, их нужно заменять другими, именно заменять, а не просто добавлять.Деление игруше на пособия для занятий и свободной деятельности не исключает возможности использования некоторых наборов из свободной игры ребёнка на Ваших играх-занятиях.

    Браткова. М.В. Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослым.

    Документы

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie